О реализации Федерального закона
от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
на территории г. Слободского, Слободского района
Новым направлением общего надзора Слободской межрайонной прокуратуры в работе 2014 года стало проведение проверок на предмет соблюдения организациями на территории Слободского района, г. Слободского ст. 13.3. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которой возложена обязанность принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.
Цели Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года), заключаются в содействии принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ дополнен статьёй 13.3, вступившей в силу с 01 января 2013 года, часть 1 которой обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии с вышеназванной статьей, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, 08 ноября 2013 года Министерством труда и социальной политики Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Таким образом, исходя из анализа указанной статьи, законодатель возлагает на организации именно обязанность, а не право принимать меры по предупреждению коррупции, а в пункте 2 данной статьи перечислены такие возможные меры.
При этом, обязанность лежит на любых организациях (юридических лицах), независимо от формы собственности.
Согласно указанных рекомендаций перечень антикоррупционных мероприятий должен включать в себя.
Направление |
Мероприятие |
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений | Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации |
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов | |
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства | |
Присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса | |
Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки | |
Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников | |
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур | Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.) |
Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.) | |
Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов | |
Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций | |
Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов | |
Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер | |
Ротация работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском | |
Обучение и информирование работников | Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации |
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции | |
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур | |
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации | Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур |
Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета | |
Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам | |
Привлечение экспертов | Периодическое проведение внешнего аудита |
Привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер | |
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов | Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции |
Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции |
Вместе с тем, при проведении проверочных мероприятий соблюдения государственными учреждениями требований ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ установлено, что рядом образовательных учреждений Слободского района, г. Слободского, организаций и предприятий ЖКХ, меры по предупреждению коррупции не принимаются. По итогам проведенных проверок в адрес руководителей указанных учреждений были внесены акты прокурорского реагирования, результатом рассмотрения которых стало принятие соответствующих локальных актов.
Проверки в указанном направлении будут продолжены.